Рубрика: Команда

Ford Mustang: полный креатив!



История зарубежного менеджмента последних десятил етий изобилует примерами свободного творчества команд, результаты которых не могут не впечатлять. Перебирая свой архив и думая, на какой компании или брэнде остановиться, я натолкнулся на десятилетней давности заметку в Wall Street Journal о реанимации фордовского «Мустанга» — одной самых знаменитых автомобильных торговых марок второй половины прошлого века. Далее можно было не искать, поскольку ни по объему делегированных полномочий, ни по степени свободы творчества, проявленной командой специалистов Ford Motor в начале 90-х гг., этому примеру трудно подыскать аналог.

Истории, подобные этой, не просто способны впечатлить — они вдохновляют, даже если область ваших менеджерских интересов и житейских пристрастий не имеет ничего общего с автомобилестроением. Триумф команды, которая работала над модификацией Ford Mustang, — пожалуй, самая яркая страница в истории всемирно известной компании со времен легендарного Ли Якокки. Кстати, весьма символично, что именно Якокка был одним из тех, без кого Mustang никогда бы не появился на свет (подробнее см.: Якокка, 1996).
Как известно, история марки насчитывает более тридцати лет. Сразу же после появления на рынке в 1964-м Mustang завоевал бешеную популярность, но уже к концу 80-х морально устарел, как и вся система управления неповоротливого гиганта.
Своим возрождением легендарный автомобиль обязан подразделению из 400 человек, перед которым была поставлена задача спасти одно из любимейших детищ Ford Motor, использовав при этом неприлично малый, как для такой задачи, бюджет.
Представители штаба команды вначале предприняли разведывательное всемирное турне, целью которого был анализ принципов решения аналогичных задач конкурентами, которые значительно опережали Ford в снижении издержек на разработку и производство новых и реанимацию старых моделей. В результате был выработан план, предусматривавший разработку и проектирование нового Mustang всего за три года, вместо четырех. Главное требование специалистов заключалось в беспрецедентном делегировании полномочий команде разработчиков, т. е. абсолютная свобода в принятии решений, полное отсутствие санкций руководства. Как знать, может быть, в другие времена, эта идея была бы похоронена топ-менеджментом Ford сразу же после ее оглашения, но на рубеже 80-90-х гг. у компании просто не было выбора. Высшее руководство рискнуло — и не прогадало!
Свобода действий не была узурпирована штабом команды, а была делегирована во все ее звенья. Критическими факторами успеха стали следующие решения:
1) сосредоточение всех членов команды под одной крышей. Члены команды работали плечом к плечу едва ли не в буквальном значении этого выражения: инженеры — рядом с бухгалтерами, дизайнеры — бок о бок с конструкторами. Между отделами в прямом и переносном смысле были снесены стены — любые барьеры коммуникации, что потребовало дальнейшего и не менее радикального делегирования полномочий уже на самые низшие ступени командной иерархии;
2) беспрецедентным по своей смелости было также решение предоставить менеджеру по производству право вето на апробацию любых (сколь бы гениальными они не были!) конструктивных решений, которые требовали использования большого числа инструментов и операций;
3) команда отказалась от традиционной процедуры отбора поставщиков на основе анализа их предложений, что стало решающим фактором успеха в заключительной фазе работы.
Были и ошибки. Одна из них едва не стала фатальной. Для сокращения времени было принято решение проводить компьютерное тестирование прототипов нового кабриолета. Но, как обнаружилось, то, что гладко протекало на экране монитора, сильно отличалось от реального поведения автомобиля на испытательном полигоне — после года работы никак не удавалось избавиться от тряски и вибрации кузова. Устранение неполадок требовало дополнительных деталей на укрепление конструкции, а, следовательно, времени и средств.
Руководство компании знало, что проект завис на волоске, но не стало вмешиваться в процесс разрешения кризисной ситуации. Выход команда нашла самостоятельно. Создается кризисная группа в составе 50 человек, которая перешла на круглосуточный график работы.
Некоторые члены команды спали прямо на полу складских помещений, но спустя восемь недель выход из ситуации был найден. Проблема устранения вибрации стала для команды навязчивой: специалисты Ford хотели добиться совершенной плавности хода, особенно, когда увидели новый кабриолет Mercedes-Benz своего ближайшего конкурента. Они разобрали его буквально по винтику, чтобы понять, как немцам удалось достичь такого результата.
Новый Mustang был выпущен на рынок точно в намеченные сроки и вызвал не меньший ажиотаж, чем его прототип 1964 г. Можно сказать, он был рожден свободой, хотя, учитывая название брэнда, разве могло быть иначе?

 

Подготовил: Вячеслав Савенко.

Комментирование закрыто.