Рубрика: Полезное

Планшеты повторяют судьбу компьютеров



Рынок планшетов выдыхается. Об этом говорит компания Apple, сообщившая о падении темпов продаж моделей iPad в минувшем финансовом году, то же самое говорит Best Buy и другие ритейлеры. В абсолютном выражении продажи по всему миру продолжают расти, но на рынках развитых стран планшетный бум можно считать оконченным. Как сказал финансовый директор Apple Лука Маэстри, оглашая финансовые результаты, iPad продолжает набирать позиции на развивающихся рынках. Samsung также сообщает, что прибыль компании начала падать после падения спроса на планшеты.

planshet


Кроме того, глава Best Buy Хьюберт Джоли рассказал, что выросли продажи персональных компьютеров, которые, как предполагалось, должны были быть вытеснены планшетами. Он считает, что их возрождение частично можно отнести на счёт прекращения поддержки Windows XP.

Компьютерной индустрии предстоит свыкнуться с тем фактом, что в плане популярности недорогие планшеты не станут таким же феноменом, как смартфоны, а являются лишь последователями ПК. Смартфоны — особенно производства компаний Apple и Samsung — обладают рядом характеристик, сделавших их особо прибыльными. На многих рынках их цена в значительной мере субсидируется операторами мобильной связи. Устройства, которые должны быть неподъёмно дорогими для большинства покупателей (кто готов раз в 18-24 месяца тратить на покупку телефона по $600?), заставили выглядеть обманчиво дешёвыми.

Даже когда они не субсидируются, сценарий использования смартфонов приводит к необходимости их «полурегулярной» замены. Поскольку смартфоны пользователь носит с собой везде и всюду, их постоянно роняют, ударяют, царапают и попросту теряют. Плюс аккумуляторы, которые утрачивают со временем ёмкость, что также повышает необходимость покупки нового аппарата. Пусть это и не 2-летний цикл замены, как бы хотелось производителям, но 3-летний уже ближе к действительности.

Первоначальный взрывной рост популярности планшетов заставил думать о них, как о следующих смартфонах, о том, что можно будет продавать новую модель каждые пару лет. И в течение некоторого времени казалось, что так и есть. Цены не были столь высокими, как на смартфоны, но всё же и не слишком дешёвыми для относительно несложных в проектировании и производстве устройств.

Потом сказке пришёл конец. Что может заставить обладателя планшета двухлетней давности заменить его на новую модель? Разрешение экрана на современных моделях (кроме самых дешёвых) — выше некуда. Срок службы аккумулятора на уровне «достаточно хорошо». Разве что некоторые модели могли бы быть чуть полегче, но кто станет менять планшет из-за лишних 50-100 г веса? Более производительные процессоры? Но что с ними делать?

Простой путь повышения характеристик планшетов исчерпал себя. Новые революционные функции в планшетах больше не появляются, так что они будут в эксплуатации, пока не сломаются (или хотя бы не перестанут получать программные обновления).

Повторение пройденного
IT-рынок уже видел подобную историю с ПК. Когда-то компьютеры меняли регулярно (например, раз в 3 года), так как новые были значительно быстрее старых за счёт закона Мура и быстрого прогресса однопоточных процессоров.

Но для многих сценариев использования прогресс более или менее остановился в середине 2000-х годов. Однопоточная производительность всё ещё растёт, но не скачкообразно, как раньше. В результате рост производительности, к которому привыкли пользователи ПК, когда программы и игры работали быстрее при покупке нового процессора, значительно замедлился. Впрочем, это и неважно: если игра выдаёт 100 кадров в секунду, зачем вам 120 кадров?

Так что люди перестали покупать новые компьютеры. Они не прекратили пользоваться ими, и четверть подключенных к Интернету компьютеров прекрасно обходятся Windows XP. Их замена теперь вызывается необходимостью, а не чувством того, что новые компьютеры будут лучше старых.

Осознав невозможность увеличить продажи улучшением характеристик ПК, производители стали снижать цены. Воплощением этого снижения стали нетбуки: в них урезали качество экрана, размер клавиатуры и её качество, толщину и даже производительность, что стало расплатой за низкую стоимость. Сокращение цен какое-то время поддерживало спрос на ПК. Затем рентабельность производителей пошатнулась, даже таких крупных, как Dell и Sony, и последняя полностью покинула рынок компьютеров.

Когда планшеты были в новинку, на них смотрели как на разновидность нетбуков, которые дешевле в производстве, но в рознице стоят столько же. Они считались спасением OEM-производителей, способом поддержать рентабельность. Этого не произошло.

Производителям ПК потребовалось 30 лет, чтобы сократить цены и извлечь из рынка всю прибыль, хороня свои долгосрочные перспективы. Производителям планшетов на это же потребовалось 4 года. Гонка конкурентов была быстрой и яростной, в результате чего теперь можно купить планшет на Windows или Android по цене $100. Те же компании, кто работают в премиальном сегменте, в первую очередь Apple и Samsung, говорят о спаде продаж.

Получается, что планшеты не оправдали надежд, и не могут поддержать постоянный уровень продаж при высоких ценах. Они повторили судьбу ПК; если у вас уже есть один, не остаётся причин покупать другой. Их производители не могут сделать их лучше — только дешевле.

Вдобавок ко всему, планшеты сталкиваются с преградами, которых не было у компьютеров. Модели с небольшими экранами испытывают конкуренцию со стороны планшетофонов (смартфонов с большими экранами). Планшеты дешевле, однако многие смартфоны продаются с субсидиями от операторов мобильной связи. Кроме того, смартфон обладает большей функциональностью — он способен быть и телефоном, и планшетом с чуть меньшим экраном. Что касается моделей с большими диагоналями, ноутбуки сохраняют преимущество, будучи более разнообразными устройствами.

Комментирование закрыто.