Рубрика: Принятие решений

Мозговой штурм



«Мозговой штурм» — самый популярный метод выработки решений рабочими коллективами, которые гордо именуют себя командами. Уровень организации «интеллектуальных боевых действий» выступает прекрасной характеристикой качества и эффективности командного взаимодействия.
Более того, наличие или отсутствие мозгового штурма в корпоративном «арсенале» многое говорит о стиле менеджмента в целом, поскольку выступает наглядным показателем раскрепощенности организационной культуры. Такой подход к практике управленческих решений невозможен в жестких иерархических структурах, где доверие, участие персонала в управлении, делегирование полномочий — не более чем пустой звук.
Мозговой штурм нельзя симулировать. Причем это утверждение касается не только организационного, но и личностного измерения. Нельзя собрать коллектив для интеллектуального прорыва, если раньше в компании лишь мнение босса имело право на существование. Нельзя прийти на мозговой штурм и демонстрировать свою власть или просто отбывать там номер.
Наши рекомендации — для тех, кто хочет расширить стандартный набор методов коллективной работы и сделать мозговой штурм не просто неформальными посиделками, а мощным генератором эффективных решений.


I. Несмотря на кажущуюся анархичность, мозговой штурм — мероприятие, требующее от менеджера высокого уровня организации. Эта работа не видна невооруженным глазом, однако от предварительной фазы «интеллектуальной атаки» во многом зависит ее конечный успех.
Прежде всего организатору следует сосредоточиться на подборе участников. Здесь следует уделить внимание нескольким моментам:
1) группа должна быть репрезентативной: если речь идет о небольшом коллективе, то, чтобы избежать разделения на «способных» и «неспособных», к участию в атаке на проблему следует привлечь всех. Когда «передовой отряд» формируется из представителей различных автономных подразделений, то формировать команду следует из лидеров, не делая различия между формальной и неформальной сферами корпоративной культуры;
2) как правило, максимальное число участников «мозгового штурма» не должно превышать 15-16 человек. Это связано с тем, что в большем коллективе падает количество взаимодействий лицом к лицу. Каждая идея должна быть услышана всеми. Команда не должна разбиваться на группы по интересам;
3) в связи с этим немаловажное значение имеет и такая «мелочь», как форма стола, оптимальный вариант — круглый;
4) полезно заранее предупредить членов группы об «объекте атаки» — проблеме, решение которой предстоит выработать. Однако в процессе генерирования идей «домашние заготовки», несмотря на количество времени и усилий, затраченных их авторами, не должны иметь никакого преимущества перед спонтанными «озарениями»;
5) заранее следует позаботиться и о том, чтобы «разрядить обстановку»: избавиться от напряжения, на время забыть о других проблемах и пр. Например, в компании Kodak существуют специальные «комнаты смеха», где любой желающий может найти видеозаписи выступлений известных комиков, забавные предметы и игрушки, помогающие снять стресс (Daft, 1997).

 
II. Прежде чем начать мозговой штурм, следует провести небольшую разминку, на которой участникам полезно договориться о содержании основных понятий. Очень важно довести до сознания каждого (особенно тех, кто не привык к такой форме диалога), что цель мозгового штурма — генерирование, а не оценка идей. Даже самые невероятные и невыполнимые предложения имеют право на то, чтобы быть высказанными вслух. Мозговая атака — это как раз тот случай, когда именно количество должно перерасти в качество.

 
III. Менеджер не должен позволять оценивать суждения сразу после их высказывания, тем более — в насмешливой и унизительной форме, какими бы нелепыми они не казались. Чем безумнее идея — тем лучше. В конце концов, трудно предугадать, зацепившись за какую из них, логика команды найдет правильный выход.

 
IV. Перед лицом проблемы все равны. Если вы занимаете более высокое положение в корпоративной иерархии, не вздумайте солировать. Ваши идеи и мнение не лучше и не авторитетнее других.

 
V. Отложите в сторону формальности. Чтобы высказать мысль, члену команды вовсе не обязательно поднимать руку и просить разрешение у старшего.

 
VI. Не ограничивайте ни выступающих, ни собрание во времени. «Штурм» продолжается до тех пор, пока команда генерирует идеи.

 
VII. Следите за тем, чтобы члены команды внимательно слушали других. Удалите из комнаты тех, кто по той или иной причине пришел отбывать номер.

 
VIII. «Мозговой штурм» необходимо протоколировать — каждый должен делать индивидуальные заметки, кроме того необходимо отображать и общие моменты (скажем, на доске). Можно использовать современные средства аудио- или видеозаписи. Как знать, может быть, несколько дней спустя вам захочется вернуться к какой-нибудь идее или мысли, которой вы не придали значения во время «атаки». Кроме того, эти материалы можно показать другим специалистам, чтобы бросили на них «свежий взгляд».

 
IX. Не поступайте по принципу: поговорили — и разошлись. Последняя фаза мозговой атаки — самая трудная. Вооружившись протоколом и личными записями, вам надлежит совместно проверить на прочность высказанные идеи.

 

Подготовил: Аркадий Бевзь.

Комментирование закрыто.