Рубрика: Прогнозирование и анализ

Бизнес-планирование в XXI веке



Экспресс-прогноз

Существующий сегодня подход к проблеме бизнес-планирования инвестиционных проектов в ближайшее время претерпит существенные изменения.
Что же измениться или может измениться? Какие тенденции и подходы будут доминировать? На какие моменты при разработке бизнес-проекта следует уделить особое внимание?

Классификация
Прежде всего, несмотря на существование огромного количества литературы, методик, и рекомендаций по написанию бизнес-планов (в том числе методики ЮНИДО), в ближайшее время, все инвестиционные проекты будут классифицироваться следующим образом:
а) инвестиционные проекты, направленные на развитие сбыта (сбытовой сети);
б) инвестиционные проекты, направленные на создание новых или модернизацию уже действующих производств (услуг);
в) инновационные проекты (производство, услуги, сбыт).
При всем при этом, сама структура бизнес-проекта, направленного на создание сбытовой сети, будет мало чем отличаться от общепринятых структур по написанию бизнес-плана. И, тем не менее, она будет существенно отличаться по «внутреннему наполнению» от инвестиционного проекта, связанного с созданием любого, пусть даже и несложного производства. Мне, например, непонятно, почему данный вопрос до сих пор «обходится» стороной. Так что не исключено, что методики и рекомендации по составлению бизнес-планов в ближайшее время будут переписаны.

Акцент на продвижении
Существенно изменится подход к продвижению производимого или перепродаваемого продукта/услуги на рынок.
Это связано с тем, что рынок сегодня структурируется, укрупняется и имеет скрытую тенденцию к монополизации. Авторам и разработчикам инвестиционных проектов придется достаточно детально и кропотливо прорабатывать вопросы сбыта как в плане маркетинговых исследований и прогнозов, так и с чисто финансовой точки зрения (финансовый план).
Это, прежде всего, касается затратной части — так называемых «инвестиционных затрат» (расходы на рекламу, раскрутку торговой марки и PR, приобретение автотранспорта (например, для доставки товара на торговые точки и др. расходы)).
Следует отметить, что при различных стратегиях, связанных с продвижением товара/услуг на рынок, будут различны и первоначальные инвестиционные затраты. Причем суммы на продвижения продукта, могут значительно колебаться: от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. В отдельных случаях, эти суммы могут превысить и миллионы долларов.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что потенциальному инвестору нужно предоставить несколько вариантов стратегии продвижения товара на рынок. А вследствие этого и несколько финансовых отчетов, которые в разной степени отражают положительные и негативные стороны той или иной сбытовой стратегии (тех или иных инвестиционных, а в последствии повседневных издержках). Естественно, что интегральные показатели инвестиционных проектов также станут различными. Как говорится, будет о чем подумать как разработчикам, так и инвесторам, пролистывая альтернативные варианты одного и того же инвестиционного проекта.

Ключевые вопросы
На чем же сосредоточится внимание разработчиков и экспертов инвестиционных проектов? Перечислим наиболее важные проблемы, характерные для первых двух типов.
Инвестиционные проекты, направленные на развитие сбыта(сбытовой сети).
• В первую очередь, проблемы, связанные с прогнозированием рынка, вернее, ситуации, которая может сложиться на рынке через год-два, после начала реализации проекта. Что может произойти за это время? Рынок может серьезно видоизмениться. Ведь, как правило, инвестиционные проекты составляются не менее чем на 3-4 года. На сегодняшний день прогнозированию практически не уделяется внимания, а между тем, это очень непростой вопрос. Все знают, что появление на рынке сильного конкурента может изменить, а иногда и дестабилизировать его.
• Вопросы, связанные с конкуренцией и конкурентами. Любого инвестора, кроме чисто экономической стороны вопроса, будет интересовать: «А с кем конкурировать (соперничать) будем? Какие преимущества, недостатки и рычаги влияния имеются у основных конкурентов, которые без особого энтузиазма отнесутся к появлению на рынке еще одного серьезного соперника?»
• Отдельное внимание будет уделено управленческому (фактическому) учету движения товарно-денежных ценностей. Вплоть до возможных вопросов со стороны инвесторов (или экспертов по оценке инвестиционных проектов): «А вы в какой программе работаете?»
Инвестиционные проекты, направленные на создание новых или модернизацию уже действующих производств (услуг).
• Помимо перечисленных выше тенденций, особое внимание должно быть уделено производимому продукту. Проверки его на предмет соответствия нормативной документации. К сожалению, такие понятия, как «сертификация продукта», «ГОСТы» или «технические условия» еще «не в чести».
• Особое место будут занимать, чисто производственные проблемы. Это, прежде всего, касается оборудования и технологий. Более того, достаточно хорошо должен быть раскрыт (проработан) вопрос о технологиях, применяемых на сегодняшний день производителями-конкурентами. Маленький «свечной заводик», дело конечно хорошее, но далеко не всегда. Маркетинговый анализ в области существующих технологий (производственных) — это уже завтрашний день.
• Более серьезно, будут прорабатываться такие вопросы, как поставка сырья и комплектующих, т. е. именно того, без чего не может существовать ни одно производство. Разумеется, не останутся без внимания и вопросы качества сырья.

И последнее…
В ближайшее время появится термин «уровень проработки инвестиционного проекта». По всей вероятности, он будет классифицирован на высокий, средний и низкий. Соответственно, как время, так и затраты на разработку инвестиционных проектов высокого уровня будут несоизмеримы с разработкой проектов более низкого ранга.
Естественно, неравнозначным будет и отношение инвесторов к таким проектам.

Подготовил: Валерий Аллавердян, консультант, www.i-con.ru

Комментирование закрыто.