Рубрика: Стратег

Дао менеджмента



Понять это — означает понять, что «хорошо» не может без «плохо», подобно верху без низа. Поэтому стремление к «хорошему» идеалу подобно попытке уйти от «левого», поворачивая все время «направо». Но ведь это — путь по кругу.

Такая логика настолько проста, что кажется банальной. Однако искушение тем сильнее, чем сильнее она (логика) разрушает излюбленную иллюзию человеческого ума, его веру в то, что со временем все можно исправить, улучшить, усовершенствовать. Ведь без этой веры жизнь человека, по всеобщему убеждению, лишилась бы всякого смысла и стимула.

Иллюзия существенного улучшения возникает в моменты резких перемен, когда, например, лежа на жесткой постели, поворачиваешься на другой бок.
Новое положение кажется приятным до тех пор, пока сохраняется ощущение различия.


Иллюзия 1. «Точка опоры»
Видимо, именно поэтому столь велико стремление Менеджера искать и получать готовые рецепты бизнес-успеха. Подобно Архимеду, который говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю», — Менеджер говорит: «Дайте мне готовую систему, и я приведу Бизнес к Успеху».
Иллюзия возникает, видимо, потому, что мы, люди, ищем причины зол и бед во внешнем мире. И не так просто понять, что точкой опоры являюсь именно Я — Менеджер. Менеджер, который приводит все в движение, в том числе и систему, и людей.
Миф о готовых, «работающих» системах и процессах приводит, как минимум, еще к двум заблуждениям.
I. Если происходят сбои в работе — значит, чего-то не хватает у сотрудников; значит, нужно развивать у них какие-то навыки. Внимание фокусируется на личностном росте подчиненных. Кажется, нужно только развить «недостающие» качества у взрослых (сформировавшихся) людей — и чудесным образом появится системность в работе всей Компании.
Но это — всего лишь иллюзия! Почему-то «психологи» тренинга и бизнеса забывают все время объяснять Менеджерам очевидную природу человека, а именно: его проблемы (или счастье) состоят в том, что сила мысли (следствие развитых личностных качеств) позволяет нам создавать символы вместо реальности. Так возникают символы и интерпретации не только фактов, правил, норм бизнеса и процессов, но и самих себя в этих процессах. И нам вновь приходиться идти по кругу!
Познать символ намного легче, чем познать реальность. Найти свое место в общей системе работы гораздо проще, создав собственную (личную) интерпретацию своего места и значимости.
Для Компании это значит, что сотрудники по-разному понимают Цели, Задачи и принципы Поведения в корпоративных процессах. Для Менеджера это значит, что нужно сфокусировать свои усилия на развитии Компании или Подразделения, а не отдельных сотрудников. Все программы развития Компании (в том числе, обучение персонала) необходимо объединить единым планом действий и подчинить единой стратегии развития.
Тогда (методами тренинга, коучинга и т. п.) можно развивать необходимые навыки для достижения бизнес-результатов, согласовав их с процессами и стратегией Компании.
II. Иллюзия улучшений — когда мы «поворачиваемся на другой бок». Можно поступить еще проще — «купить более мягкую кровать» и некоторое время спать спокойно. Однако такое решение проблемы образует в сознании Человека (Менеджера, сотрудника) какую-то странную пустоту. А как известно — пустота имеет правило заполняться. И заполняется она у каждого собственными (личными) интерпретациями.
Для Компании это означает — что через непродолжительное время Работающая Система (измененная) получает новое индивидуальное понимание. Рождается новое ощущение контраста, который минутой раньше был незаметен на удобной «постели», но теперь он становится столь же проблемным и мучительным.
Теоретически эта иллюзия успокоенности разрушается очень быстро — нужно лишь понять, что процесс изменений — это процесс перманентный.
Для Менеджера на практике все гораздо сложнее. Необходимо не только создать Процедуры, Процессы, Команду, но и превратить процесс изменений в постоянную (а, главное, естественную) работу.
Новая Культура не создается щелчком пальца или Словом Божьим, Новая Культура — это непрерывный процесс демонстрации персоналу новых методов работы.
В этой работе есть Дорога, есть левые и правые повороты, есть развороты, знаки «Стоп» и «зебра» для пешеходов. И, конечно же, есть «ГАИ».

 
Иллюзия 2.

«Огонь не ждет Солнца, чтобы быть горячим. И Ветер — Луны, чтобы быть холодным»
С точки зрения комара, десять дней — несомненно, приличный срок жизни. Крокодил, который живет сотню лет, субъективно ощущает то же, что и комар.
Это совершенно естественно для человека-осознающего, и никакое продление жизни не в состоянии изменить это субъективное ощущение.
Если значимость Бизнеса и Успеха измеряется в единицах времени (одна из составляющих), если необходима твердая уверенность в счастливом будущем, тогда свободной жизни нет ни в настоящем, ни в «счастливом будущем», когда оно наступит. Если человек не может жить в настоящем, он вообще не сможет жить никогда.
Да, трудно переоценить значение Миссии/Видения/Ценностей и Стратегии Компании для Успеха и Процветания. Сейчас Менеджер (так кажется, по крайней мере) очень хорошо осознает это.
Однако, повторюсь, если человек не может жить в настоящем, он вообще не сможет жить никогда.
Это парадоксальное заявление означает лишь одно: Компания должна научиться внедрять Миссию и Стратегию здесь и сейчас. Это требует кропотливой работы. Но многие предпочитают иллюзию.
Она возникает тогда, когда Менеджер считает, что процессы внедрения и демонстрации Миссии и Стратегии Компании как во внутренней, так и во внешней среде протекают автоматически, исходя исключительно из разработанных планов.
Иллюзия возникает тогда, когда мы считаем: то, что написано нами, — точно так же понимается и другими людьми.
Эта глубокая Вера в Слово создает миф о том, что любая ВЫСКАЗАННАЯ Мысль есть Истина. И тогда, нам кажется, что Успех должен прийти мгновенно.

 

Подготовил: Александр Гурьев, «Тим Трейнинг Украина».

Комментирование закрыто.