Рубрика: Поверх барьеров

И гибкость парадоксов друг…



Менеджмент за пределами рационального

Начнем с нескольких, возможно, до боли знакомых нашим менеджерам ситуаций:
I. Как руководитель вы стремитесь установить максимально полный, точный и честный обмен информацией в своей компании. Но, вместе с тем, вы понимаете, что для «здоровья» коллектива и эффективного управления нужны определенный обман и искажение фактов (читай: «дипломатия», «такт», «правильный подход» и т. п.).

II. Начальник отдела — образованный и опытный менеджер, профессионал высокого класса, но подчиненные выполняют его распоряжения с задержкой, а то и вовсе игнорируют. А вот ассистенту отдела сотрудники несут все необходимые ему материалы в первую очередь и о просьбах его тоже не забывают.
III. Вас, «жесткого» руководителя, хорошо освоившего метод «кнута и кнута», осеняет идея повысить эффективность с помощью новейших методик. Изучив технологии эффективной мотивации, наутро после очередной вчерашней «разборки», вы обращаетесь к подчиненным: «А знаете, мне понравился ваш вчерашний отчет…»; «…У вас отлично получается составление договоров…» и т. д. Первая реакция может быть: «Вы преувеличиваете мои заслуги» — это в глаза, а за глаза: «Книжек начитался» или «Хитрит, сволочь». Вторая — смущение и даже паника или же всеобщее расслабление, но в любом случае — снижение эффективности работы.
IV. Руководитель вдруг теряет дистанцию с подчиненными. Теперь его можно встретить в общей «курилке», где он «делится с народом» проблемами и безвыходным положением дел в той или иной сфере. Под общим лозунгом: «Свой парень» меняется отношение коллектива к руководителю. Однако авториттет босса от этого ничуть не страдает. Наоборот: формируется группа поддержки, готовая следовать за своим директором хоть на край света.
Продолжим.
V. Встречи, собрания, планерки, телефонные звонки, электронная почта — стандартный набор, максимизирующий корпоративные каналы коммуникации. Однако на встречах обсуждаются вопросы далеко не рабочего характера, на совещаниях царит скука и невнимание к докладчику, электронные письма остаются без ответа, и у всех вырабатывается навык «слушать глазами» (это когда делаешь вид, что очень внимательно слушаешь, а сам думаешь о своем). Эффективность взаимодействия — соответствующая.
VI. В один прекрасный момент возникает конфликт между руководством и собственниками компании. Он усугубляется тем, что коллектив разбивается на враждующие лагеря. Все заканчивается громким скандалом и развалом компании. Люди теряют работу и страдают материально. Но, спустя какое-то время, бывшие сотрудники этой компании присоединились к другим структурам, кто-то открыл свое дело… Короче, о пережитом стрессе все забыли. Вопреки пословице «Один в поле не воин» поодиночке выжили все, хотя команда умерла.
VII. Желая оптимизировать условия работы отдела продаж как центрального звена фирмы, создать более комфортную и творческую обстановку для процесса обслуживания клиентов, руководство идет на то, чтобы избавить sales managers от рутинной работы по заполнению налоговых накладных, выделив для этого специального ассистента из бухгалтерии. В результате дело не заканчивается выражением признательности сердобольному руководству: менеджеры по продажам также требуют, чтобы с них сняли обязанность вести базу данных клиентов («это маркетингу надо, пусть они и делают») и т. д., пока не создается впечатление, будто более угнетенных, «продажники», не сыскать.
VIII. В компании X принимается решение начать торговлю новым видом продукции в течение трехчасового собрания. В той же компании обсуждение небольшого рекламного объявления в местной газете занимает неделю.
Перечень противоречивых случаев можно продолжать еще и еще. И все они будут иллюстрировать —

Парадоксы менеджмента
(согласно порядку описанных выше ситуаций):
1. Противоположность истины — тоже истина.
2. Чем важнее отношения, тем меньше значит профессионализм.
3. Как только вы нашли действенную технику менеджмента, откажитесь от нее. Похвала срабатывает не всегда.
4. Хороший менеджер не занимается управлением.
5. Чем больше мы общаемся, тем… меньше мы общаемся.
6. Индивидуумы практически неуязвимы, а группы очень хрупки.
7. Чем лучше идут дела, тем худшее впечатление они производят (теория растущих ожиданий).
8. Большие перемены осуществлять легче, чем малые.

Елена Николаенко, Любовь Мисюра.

Комментирование закрыто.