Рубрика: Поверх барьеров

Парадоксы менеджмента



Что ж, поговорим о парадоксах…
«Парадоксы менеджмента», — именно так называется недавно переведенная у нас книга Р. Фарсона, в которой представлено качественно новое понимание человеческих отношений в коллективе (Фарсон, 2001). Если, прочитав эту книгу, вы поймете и прочувствуете, что хотел сказать автор, значит вы — зрелый управленец. Если нет, остается либо стремиться к пониманию, либо, что гораздо проще, найти кучу причин, по которым, вы не хотите разделять идеи очередного «теоретика». (Хотя теории Фарсона строятся на внушительном опыте — как собственном, так и его коллег.)
Поэтому продолжим для тех, кому уже тесно в рамках рационального менеджмента.


Кризис системы управления
Что происходит сегодня с менеджерами? Мечутся они вместе со своими компаниями от одной новомодной обучающей программы к другой, беря на вооружение все новые направления и определения менеджмента; с форсом, пугая подчиненных, жонглируют специальными неудобопроизносимыми терминами; слепо доверяют силе упрощенных методов или вообще не предпринимают изменений. Это ли путь эффективного лидера?
Сегодня книжные теории менеджмента все меньше соответствуют реальности. Наблюдаемый разрыв между теорией и практикой управления вроде бы действительно свидетельствует о нарастающем кризисе в управленческой науке, однако точнее было бы говорить о накопившихся парадоксах менеджмента, а последние, как известно, появляются там, где недостает полной системы знаний о поведении объекта изучения.
Авторитетный российский исследователь Л. Фаткин считает: современный деловой мир настолько сложен, что попытаться объять его в рамках одной концепции вряд ли возможно. В то же время, появление множества соперничающих между собой подходов, школ, функциональных и отраслевых направлений — само по себе является одним из многих парадоксов менеджмента. В ходе своего развития теория управления, как и всякая серьезная научная дисциплина, подошла к рубежу, когда необходимо интегрировать разрозненные локальные модели предмета исследования. Нужно построить метатеорию управления на основе познанных закономерностей поведения людей в организации. Для этого предстоит объединить в целостную программную концепцию идеи и методы экономики, психологии, социологии, общего и стратегического менеджмента (Фаткин, 2002).

 
Парадоксальность и глупость
Парадоксы и абсурд постоянно нарушают равновесие, к которому мы все так стремимся. Находясь на грани между ними и рациональностью, люди обретают смирение, жизненные силы и творческое удивление — т. е. то, ради чего и стоит жить. Но контролировать парадоксы и абсурд невозможно. Они всегда сводят на нет любую попытку сделать это.
Менеджер, умеющий оценить абсурд и парадоксальность, на которые так богата нынешняя бизнес-реальность, менее восприимчив к превратностям методологической моды, более независим и, следовательно, — эффективен. Его мастерство — в легкости ориентировки в дебрях хаоса, комфортном самочувствии в любой ситуации и способности принимать мгновенные решения.
Если в ситуации замешаны люди — абсурдность неизбежна. Осознание ее вызывает смятение. Первая реакция на парадокс — раздражение, видимая бесполезность. Поэтому естественным побуждением является желание разрешить парадокс, т. е. свести его к рациональной форме, избежать неопределенности, превратить странное в известное.
Однако следует отличать абсурдность от глупости. Глупость — поведение, которое характеризуется ошибочностью, некомпетентностью, игнорированием фактов. Это связано с невосприимчивостью, или, другими словами, неполным использованием своих умственных способностей. При глупом менеджменте со стороны всегда видно, в чем заключается ошибка.
Итак, контролировать парадокс невозможно (вопреки заявлениям в некоторых, преимущественно американски, источниках). Чарльз Хэнди в книге «Эра парадокса» пишет: «Парадокс поддается управлению только в том смысле, что можно ухитриться и найти с ним некий компромисс» (Handy, 1995). Красота парадоксального мышления в менеджменте заключается в том, что оно не связано ни с какой эпохой. Новые управленческие идеи возникают и исчезают с пугающей быстротой, иногда не успевая быть проверенными временем; парадокс и абсурд будут управлять процессами, пока люди объединяются в группы.

 
Менеджмент умер… Да здравствует менеджмент!
Помните у Пушкина: «…И гений — парадоксов друг…»? Современные гении менеджмента «дружат» с парадоксами.
Так, еще недавно опыт считался одним из главных профессиональных достоинств менеджера. Нынче — напротив: лидеры компаний стремятся нанимать на руководящие должности людей новых, которые ничего не знают о правилах игры в современный бизнес и поэтому готовы устанавливать их самостоятельно. Подобные метания из крайности в крайность могут заставить задуматься о вменяемости деловых людей — или признать, что парадокс в области управления действительно существует.
Вернемся к «метатеории». Возможно ли вообще построить такую модель менеджмента, которая бы жила вечно? Или же эта задача сродни изобретению perpetuum mobile? Что сегодня есть менеджмент и каким он будет завтра? Самый оригинальный ответ, на наш взгляд, дал Олег Виханский, один из признанных российских теоретиков управления:
«В менеджменте не может быть никаких абсолютных стандартов. Мы можем говорить лишь о том, эффективно управление или нет, а это видно потому, действует организация или уже почти погибла. Да, о менеджменте в его классическом понимании тоже нельзя говорить. Менеджмент как цельная концепция умер» (Менеджмент мертв, 2002).
Решая насущные проблемы, топ-менеджер в то же время строит будущее своего бизнеса2. Вернее, не просто строго определенное будущее, а несколько альтернативных его вариантов. Он должен уметь планировать свой бизнес на много лет вперед — и в то же время быть готовым немедленно скорректировать свои планы в случае необходимости. Бизнес должен быть глобальным и учитывать особенности локальной среды, он требует одновременно и централизации и децентрализации15.
Вновь образованным компаниям не хватает опыта и репутации, в то время как ветераны бизнеса кажутся устаревшими и громоздкими. Сегодня руководители стремятся к тому, чтобы их подчиненные умели эффективно работать как в команде, так и в режиме свободного «полета», при этом сами менеджеры должны как заботливо контролировать деятельность подопечных, так и предоставлять им максимально широкие полномочия для самореализации.
В этих условиях большинство компаний предпочитает вообще не связывать себя рамками какой-то единой идеологии, считая более правильным балансировать между теми противоречиями, на которые столь богата сегодня деловая среда. Неудивительно, что подобный подход уже получил соответствующее название — «парадоксальный менеджмент»16 (paradox management). Словом,
Менеджмент умер… Да здравствует менеджмент!

 
«Друзья парадоксов»
Сегодня парадоксальный менеджмент из красивых, но несколько бессвязных теорий постепенно начинает превращаться в методику практического управления организацией.
Например, Shell организовала дочернее предприятие, с несколько претенциозным названием — Game-changer Panel («Пульт для изменения правил игры»). Задача этой венчурной компании с капиталом в $20 млн заключается в поиске и развитии нетрадиционных идей, исходящих от сотрудников Shell.
Diageo, компания-производитель продовольственных товаров и напитков, произвела серьезный пересмотр своего бюджета с целью разгрузить персонал, дав ему большую свободу для эффективного реагирования на перемены на рынках.
Особенно преуспела в почитании парадоксов Lego, датская компания-производитель детских игрушек. На стене кабинета каждого менеджера этой компании, в какой бы стране он ни работал, висит пластинка, на которой выгравированы так называемые «11 парадоксов лидерства». Среди этих заповедей: «Умей входить в доверительные отношения со своими подчиненными, в то же время удерживая их на соответствующем расстоянии», «Умей руководить, оставаясь при этом в тени», «Умей предвидеть будущее, но не теряй при этом чувства реальности» и «Умей действовать быстро, но не забывай думать». По всей видимости, без точного соблюдения этих правил преуспеть в современной индустрии производства детских конструкторов просто невозможно…

 

Елена Николаенко.

Комментирование закрыто.