Рубрика: Бизнес-образование

Выбираем альма-матер



В Украине насчитывается примерно три сотни высших учебных заведений. Если прибавить к этой цифре несколько сотен консалтинговых и тренинговых компаний получим более полутысячи агентов рынка образовательных услуг. Так что для отечественного руководителя проблема выбора структуры-партнера, которой можно доверить реализацию корпоративных программ обучения, подготовки и переподготовки кадров, более чем актуальна.
Конечно, она значительно упрощается, когда сфера бизнес-интересов технологически тесно связана с одним-двумя вузами или же сам руководитель имеет позитивный опыт повышения своей квалификации, — в данном случае выбрать образовательную структуру не составит особого труда. Однако такая ситуация — скорее исключение, чем правило. Особенно, если учесть темпы развития рынка образования и возрастающий в геометрической прогрессии массив знаний. Так что ни прошлый удачный опыт, ни технологическая специфика бизнеса не гарантируют правильности выбора вуза или другой структуры, на которую руководитель с легким сердцем может возложить задачу увеличения интеллектуального капитала своей компании.
Если же ваша фирма нуждается не в технологах, а в грамотных менеджерах или специалистах по маркетингу, проблема выбора значительно усложняется, ибо в данном случае руководителю придется выбирать не из одного-двух, а, как минимум, из десятка потенциальных партнеров.

Надеемся, нижеследующие рекомендации помогут топ-менеджерам в этом непростом и крайне важном для создания самообучающейся компании деле.
I. Определитесь, что вам нужно: образование, диплом или знания для решения конкретных управленческих и производственных проблем.
Как это ни прискорбно, для многих отечественных менеджеров тяга к знаниям сводится к стремлению всеми правдами и неправдами получить вожделенную корочку о высшем образовании. В большинстве случаев причиной такой близорукости — ее с полным правом можно назвать стратегической! — являются банальные тщеславие и карьеризм (в примитивном понимании этого слова).
Для некоторых руководителей, особенно высшего звена, коллекционирование дипломов давно стало обычным делом. Те, кто занимает более низкую ступеньку в должностной иерархии, стремятся получить документ об образовании (причем, естественно, за счет организации) либо из страха быть уволенным за несоответствие своей квалификации должностной инструкции, либо как аргумент в пользу повышения оклада, перехода на более высокую должность и т. д.
В таком случае проблемы выбора учебного заведения или обучающей структуры не существует. Спрос на подобного рода «образование» давно породил специфическое предложение, и единственное, о чем следует наперед позаботиться будущему «студенту», — это престиж диплома (см. п. VI). В приемных комиссиях многих вузов вам ненавязчиво намекнут, что у тех, кто обучается на платной основе, проблем со сдачей экзаменов и зачетов практически не бывает. Сам по себе подобный намек для руководителя или потенциального абитуриента, цель которого — получение знаний, должен стать серьезным сигналом о качестве и степени формализма процесса обучения в данном вузе.
II. Не идите на поводу у подчиненных.
Этот совет руководителям логично вытекает из вышесказанного. При отсутствии системного подхода к обучению персонала, ваши сотрудники будут всегда норовить решить свои личные проблемы, приобретя за счет организации либо шаровой диплом, либо знания, которые потом используют в другой компании. Поэтому постарайтесь получить возможно более полные ответы на вопросы о цели обучения, необходимости новых знаний и их возможном будущем применении, учебном заведении, в котором эти знания собираются приобрести.
Вполне возможно, что, увидев заинтересованность со стороны руководителя и не найдя четких аргументов, ваш подчиненный, чей целью было исключительно получение диплома, резко уменьшит свою «тягу к знаниям».
III. Системность, системность и еще раз системность!
Системный подход значительно облегчает процесс выбора учебного заведения или консалтингового тренингового агентства для реализации программы обучения персонала. При отсутствии таковой вам придется на ходу задумываться и формулировать цели, задачи и другие параметры обучения, что «не есть хорошо». Программа обучения должна стать составным элементом антикризисного менеджмента и управления персоналом компании.
IV. Не зацикливайтесь на вузах.
Если ваша программа обучения направлена на решение конкретной проблемы в сфере производства, управления или маркетинга, рациональнее выбрать более мобильную обучающую структуру. Ведь большинство наших вузов отдают приоритет т. н. базовому образованию (системе общих знаний по менеджменту и бизнесу), а не практическим проблемам. Подумайте о том, как вы и ваши подчиненные будут преодолевать пропасть между теорией и практикой после окончания обучения.
V. Внимание на миссию!
Вне зависимости от статуса обучающей структуры, анализ информации должен начинаться с соотнесения миссий. Сопоставьте кредо компании (организации) и вуза (агентства): насколько совместимо ваше видение бизнеса с идеологией обучающей структуры? Это — основа основ. Впрочем, как это ни прискорбно, нам все же придется констатировать, что данная рекомендация в большей степени касается идеала, чем реальности.
Четко сформулированные декларации о миссии имеют далеко не все отечественные компании, чувством миссии обладают очень немногие наши образовательные учреждения. На деле руководителю придется соотносить свое достаточно смутное видение с двумя крайностями: стандартным перечнем целей и задач либо декларацией о миссии, больше напоминающей стихотворение в прозе. В первом случае, менеджер, как правило, столкнется с бюрократической образовательной структурой, созданной по образу и подобию советских институтов; во втором — вполне вероятно, что процесс обучения будет сведен не к знаниям, а к эмоциям: вас и ваших подчиненных будут не обучать, а «вдохновлять» примерами спонсоров, благодетелей и руководства учебного заведения.
VI. Уделите внимание официальной информации.
В процессе выбора учебного заведения (обучающей структуры) вы обязательно станете объектом манипуляции его рекламного подразделения. Например, из всего вороха официальной информации о вузе вас прежде всего должны интересовать следующие данные:
уровень аккредитации учебного заведения (он должен быть как можно более высоким — III или IV), наличие государственных лицензий, подтверждающих право данного образовательного учреждения вести подготовку по выбранной вами специальности;
документы, выдаваемые по окончании обучения;
специальности;
сроки и формы обучения;
обеспечение учебного процесса (аудитории, информационный потенциал: библиотека, Интернет, практика, квалификация преподавательского состава, возможности дополнительных консультаций с преподавателями и т. п.);
VII. Не принимайте решение только на основе анализа официальной информации.
Вышеперечисленные данные помогут вам только сократить количество претендентов. Теперь главная задача — проверить, насколько реклама соответствует действительности. Причем речь идет не о вузе в целом, а именно о выбранной вами специальности. Имеет ли вуз лицензию и высокий уровень аккредитации именно на нее, а не имеет ли он их вообще? Является ли диплом, выдаваемый выпускникам, которые завершили обучение по данной специальности и на данной форме обучения, дипломом о высшем образовании, причем государственного образца? Какие преподаватели обеспечивают учебный процесс по данной дисциплине? Где проходят занятия и практика студентов?
Особенно внимательны будьте к оценочной информации — всевозможным рейтингам, количеству студентов, нынешнему статусу выпускников, региональной инфраструктуре и т. п. Масштабы деятельности и внешние атрибуты престижа не всегда свидетельствуют о высоком качестве обучения.
Особо следует сказать о «котировке» отечественных дипломов за рубежом. Если взять сферу менеджмента и бизнеса, то она практически нулевая, поскольку в сравнении даже с не очень престижными западными бизнес-школами отставание украинских вузов здесь просто чудовищно. Многие из агентов отечественного рынка образовательных услуг пытаются «подсластить пилюлю», выдавая так называемые «дипломы (сертификаты) международного образца», которые для зарубежного менеджера по кадрам — не более чем официально заверенный «перевод на английский» вашего государственного диплома.
VIII. Постарайтесь получить информацию из неформальных источников.
Иногда она бывает гораздо важней сведений из рекламных буклетов и материалов.
При посещении вуза присмотритесь к контингенту студентов и персоналу в неформальной обстановке. Лучше всего — пообщайтесь с ними. Это поможет вам составить представление об атмосфере, царящей в учебном заведении, принципах управления, корпоративном стиле, принципиальности в приеме студентов и т. д. Одно дело, когда вы услышите обсуждение «актуальных проблем менеджмента» или восхищенные отклики о последней лекции профессора N и совсем другое — когда преподаватели будут обсуждать проблемы своевременной выплаты зарплаты, а студенты — где разжиться «травкой»?
По возможности постарайтесь навести справки о вузе (агентстве) у своих знакомых, которые учились или работают там. Поинтересуйтесь, есть ли при вузе ассоциация выпускников, сколько человек в нее входит и не является ли она пустой формальностью. Помните, люди, получившие качественное образование, как правило, не забывают свою альма-матер, в противном случае — безразличны к ней.
IX. Главный критерий — уровень научно-исследовательской и консалтинговой деятельности.
Самый простой способ — оценить учебную программу выбранной дисциплины. Здесь можно руководствоваться целями и задачами корпоративных программ обучения, собственной компетентностью в данной сфере или мнением стороннего авторитетного специалиста. Главные вопросы, на которые предстоит ответить: насколько эта программа соответствует национальным и мировым стандартам? насколько она согласуется с практикой вашего бизнеса?
Кстати, не исключено, что ваше любопытство так и не будет удовлетворено и вам под разными предлогами не дадут ознакомиться с сим документом. Что ж, это будет лучшей оценкой качества образования в вузе: лидерам нечего стесняться и нечего скрывать.
Впрочем, программа может быть гладкой и интересной только на бумаге. Ряд косвенных, но крайне важных признаков поможет узнать пульс учебного заведения.
Уровень научно-исследовательской работы того или иного вуза лучше всего выражается в количестве и качестве публикаций его преподавателей и литературы, выходящей под его торговой маркой. Если за последний год статьи, написанные сотрудниками, причастными к учебному процессу, исчисляются единицами, а не десятками — это говорит гораздо больше об их потенциале, чем научные степени и ученые регалии.
Х. Масштабные программы требуют независимого и профессионального аудита.
Если ваши планы по подготовке и переподготовке персонала носят масштабный характер, постарайтесь добиться, чтобы, исходя из представленных целей и видения, для вашей компании специалистами образовательного учреждения была разработана индивидуальная программа обучения. Разумеется, в данном случае речь идет о суммах совершенно иного порядка, чем при единичном обучении, и качественно ином измерении партнерства. Поэтому средства, затраченные на профессиональный аудит бизнес-плана и программы обучения в независимой структуре помогут вам избежать фатальной ошибки в выборе партнера.

 

Александра Мелетинская.

Комментирование закрыто.