Рубрика: PR и Internet

«Черный» PR в Internet



Что такое «черный» PR? Академического определения данного понятия нет, но множество пиарщиков и журналистов пытались хоть как-то определить понятие «грязных» или «черных» технологий. На мой взгляд, более близки к истине те, кто под понятием «черных» технологий понимает «скрытые». «Черный» пиарщик, как правило, вместо создания событийного информационного пространства просто проплачивает деньги за хвалебную публикацию. Так как другими способами ее просто не напечатают: она как минимум не будет интересна читателям данного издания.


Но речь не об этом. «Грязными» или «черными» технологиями также называют некорректную критику или деструктивное поведение по отношению к конкурентам. О «грязи» начинают говорить, когда фирма начинает выискивать не свои плюсы и минусы, а существующие или придуманные недостатки соперников-конкурентов.
Довольно часто для этих целей используют Интернет. Так как Интернет лучший носитель для оперативного распространения различных слухов и дискредитирующей информации. Это может быть как банальный компромат на фирму и/или главных лиц компании, так и более изощренные способы дезактивации конкурентов, как то создание сайтов-двойников компаний, распространение ложных рейтингов (фальсификация социологии особенно часто используется во время и в преддверии выборов), создание сайтов, распространяющих ложную информацию и т. п.

 
Пример.
Украинская компания-монополист, занимающаяся изготовлением голограмм для акцизных марок, обвинила своих конкурентов в использовании против них «черных» PR технологий. Что же было сделано? Всего-навсего был создан интернет-сайт, где целенаправленно распространялась информация, дискредитирующая само предприятие и его работников.

 
Еще пример.
Выборы депутатов в местные советы Российской Федерации. Интернет-сайты использовались для распространения смешных стишков, порочащих претендентов. Как известно, негативная информация распространяется лучше и быстрее позитива, поэтому эти стишки облетели весь регион.
Технологии «черного» PR, обкатанные в свое время в других СМИ, проникли и в электронную субкультуру. Естественно, он-лайновые СМИ, не могут пока заменить телевидение и газеты. Даже в США только 12% населения получают новости из Интернета против 74% процентов тех, кто постоянно смотрит телевизор. Однако в данном контексте Интернет — источник информации прежде всего для журналистов. Так как именно они при подготовке материалов активно используют поиск в сети. Поэтому структуры, ответственные за распространение информации о компании, должны заботится о наполнении Интернета позитивной информацией о клиенте, и быть готовыми к тому, что всегда найдутся те, кто наполнит его компроматом и негативом.
В последнее время Интернет все чаще используется для всевозможных информационных «сливов». Причины банальны:
• во первых, он анонимен, так как в сети сложно отследить (ссылки-первоисточники часто не существуют) или доказать (никто не поймает за руку) организатора «слива»;
• во-вторых, дешевый, по сравнению с офф-лайновыми бюджетами — копейки;
• в-третьих, Интернет воспринимается как единое СМИ, а у нас СМИ принято доверять.
Отсутствие законодательной базы, регулирующей Интернет, а также низкий уровень пользовательской культуры могут стать причиной тому, что уже в самое ближайшее время украинский Интернет (особенно, в преддверии выборов) станет «сливным бачком», любимым инструментом «черных» политтехнологов.
Но не нужно думать, что такая ситуация с использованием Интернета только «у нас». Например, президент США Джорж Буш также стал «жертвой» интернет-«шутников». Неизвестные создатели «антисайтов» Буша умышленно давали на своих ресурсах ссылку на его биографию. В результате при введении в строке поиска словосочетания miserable failure (жалкий неудачник), первой найденной ссылкой значится биография президента США, размещенная на официальном сайте Белого дома.
Вообще, ссылки в поисковой системе как элемент «черных» технологий уже не раз имели место в Интернете. Например, природоохранная организация Oceana разместила в поисковой системе Google ссылку: «Помогите сохранить океаны мира», которая вела на страницу, содержащую критику компании Royal Carribbean Lines, специализирующейся на организации морских круизов. По мнению Oceana, эта фирма наносит громадный ущерб мировому океану. Если предположить, что использование подобных «черных» технологий приобретет массовый характер, бороться с ними будет почти нереально.

 

 

Резюме
1. Пользователям сети необходимо научиться критически относиться к тому, что появляется в Интернете.
2. Интернет-PR-технологам нужно предотвращать или сглаживать появление информационного «слива», вывешивая информацию, способную нарушить идеологическую структуру компромата.
3. При планировании PR-бюджета нельзя недооценивать средства Интернета, а, наоборот, предусматривать, пусть небольшие, но обязательные статьи расходов в этой сфере.

 

Рената Минько.

Комментирование закрыто.