Рубрика: Команда

Метафора команды



Три года назад в США был проведен опрос высших руководителей 150 ведущих корпораций. Их попросили ответить на вопрос: какие из умений и навыков они считают должным развивать у топ-менеджеров в первую очередь? В результате получился следующий список приоритетов: формирование и развитие команды — 47%; стратегическое мышление — 44%; лидерство — 40%; умение мотивировать сотрудников — 34%.
Есть и другие данные, подтверждающие, сколь важное место отводят эффективные руководители вопросам функционирования команд. По данным исследований «Хагберг Консалтинг», успешные руководители по сравнению с неудачниками тратят почти в два раза больше времени на развитие команды и достижение высокого уровня взаимодействия сотрудников (34% против 18 — Инструменты, 2001).
Стоит ли после этого говорить, насколько популярны там всевозможные тренинговые программы, направленные на развитие команд и их лидеров. К сожалению, наши топ-менеджеры уделяют этим вопросам значительно меньше времени.
Ниже представлены различные по стилю и тематике тренинговые упражнения, цель которых — решение проблем управления командами. Считаем должным отметить, что командный тренинг наиболее эффективен, если его проводит специалист, не входящий в данную группу. Этим может заниматься штатный психолог, бизнес-тренер, реже — сам руководитель рабочего коллектива. Главное, чтобы люди ему доверяли.


Упражнение «Публичное интервью»
Команда функционирует эффективно и без напряжения, когда ее члены имеют представление о профессиональной идентичности своих коллег. Под профессиональной идентичностью понимается все, что человек считает важным для себя как для профессионала, например: степень удовлетворенности своим профессиональным выбором и работой, осознание своих достоинств и недостатков, представление о своей карьере и индивидуальном стиле, требования, которые он предъявляет к коллегам, руководителям, подчиненным и пр.
Даже в долго существующих коллективах люди в разной степени задумываются о профессиональной идентичности своих коллег и с разной степенью точности представляют себе их профессиональные возможности. Данное упражнение позволяет всем членам команды лучше понять личность коллег, что способствует созданию атмосферы большей психологической безопасности и повышает эффективность их взаимодействия. Для недавно созданных коллективов такой тренинг — хорошая возможность познакомиться и установить контакты.
Инструкция: «В ходе этого упражнения Вы сможете лучше узнать о важных для совместной работы особенностях друг друга: профессиональной позиции, отношении к делу, требованиях к себе и окружающим, идеалах, которыми каждый руководствуется в своей профессиональной деятельности. Чем больше мы узнаем об этом, тем продуктивнее сможем взаимодействовать друг с другом, тем внимательнее мы будем относиться к коллегам. Такое отношение в наших интересах. Человек, который чувствует, что с его особенностями и взглядами считаются, в свою очередь, старается учитывать интересы окружающих.
Сейчас мы проведем несколько публичных интервью. Каждый выступающий сам выберет того, кто будет задавать ему вопросы. Обычно вопросы определяет интервьюер, у нас же все будет наоборот. Сначала каждый сам определит, на какие вопросы он хотел бы ответить. Поэтому запишите, пожалуйста, вопросы, из ответов на которые станет ясно, что способствовало вашему профессиональному становлению, какими ценностями и целями вы руководствуетесь в работе, что вам помогает, или, наоборот, мешает в вашей профессиональной деятельности и т. п.
Сейчас мы начнем интервью. Пусть каждый желающий выберет себе интервьюера и передаст ему свой перечень вопросов. Интервьюер имеет право задавать их в любом порядке. Кроме того, он может добавить и свои собственные, однако дающий интервью не обязан отвечать на все из них.
Завершив интервью, мы сделаем короткий перерыв, а потом обменяемся впечатлениями о том, что происходило».

 
Упражнение «Метафора»
Данное упражнение дает участникам возможность составить представление о команде как едином целом: особенностях и основных способах работы коллектива, царящей в нем атмосфере. На основе предложенных в ходе упражнения метафор можно будет выделить сильные и слабые стороны работы команды.
Инструкция: «Сейчас каждый выразит свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ. Например, можно сказать: “Она похожа на клетку со львами, где сильные звери загнаны в узкие рамки и поэтому мешают друг другу. Теснота делает их агрессивными, кроме того, «зверей» недостаточно кормят”. Или еще один символ: “Мерседес без мотора, который приводят в движение пассажиры, крутя педали. Внешне он великолепен, но ему не хватает мощного двигателя, позволяющего мчаться вперед”.
Подумайте немного о том, какая метафора подошла бы к вашей команде?»
Каждый участник предлагает свою метафору, после чего группа может обсудить следующие вопросы:
Есть ли во всех этих образах что-то общее?
Все ли образы вам понравились?
Какова причина возникновения тех или иных образов?
Какие вопросы мы должны себе задать, чтобы понять, истоки нынешнего состояния команды?
После этого участникам предстоит придумать метафоры, описывающие идеальную команду. Выслушав каждого, снова попытайтесь найти общие во всех метафорах моменты и сформулируйте цели, к достижению которых стремятся члены команды.

 
Упражнение «Руководитель команды»
Упражнение дает возможность руководителю и его подчиненным сообща обсудить проблемы, касающиеся стиля управления. Менеджер может составить представление о том, как воспринимает группа его методы руководства. Благодаря этому ему станет легче предъявлять требования и поощрять тех или иных членов группы. Кроме того, он получает прекрасную возможность объяснить особенности своего стиля руководства и свое отношение к отдельным сотрудникам. Члены команды, благодаря идентификации с руководителем, получают возможность критически взглянуть на себя и понять проблемы, с которыми он сталкивается.
Инструкция: «Дадим возможность команде и ее руководителю более пристально взглянуть на свои взаимоотношения. Обычно считают, что руководитель должен понимать каждого члена своей команды, знать его заботы и потребности, выражать одобрение и оказывать помощь. Если команда заходит в тупик и не знает, что делать дальше, руководитель должен ее “спасать”. Кроме того, особое положение руководителя определяется еще и тем, что он имеет право принимать решения за всю команду. В действительности, идеальных руководителей не бывает: в лучшем случае их уважают, но не всегда любят. Сейчас я бы хотел, чтобы каждый из вас поставил себя на место лидера и посмотрел на группу с его точки зрения. Ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Какова стратегия руководителя?
2. Насколько, с его точки зрения, управляема эта команда?
3. Что он делает легко, а что с трудом?
4. Как он обращается с отдельными членами команды и лично с вами?
Напишите небольшой отчет от первого лица».
Сам руководитель команды также отвечает на эти вопросы и составляет отчет.
Затем предлагается сложить все записи вместе и перемешать их. После этого зачитываются по очереди все отчеты без указания автора. Лидер команды выражает свое отношение к каждому отчету, причем старается сделать это как можно точнее и конкретнее. Команда должна попытаться проанализировать реакцию руководителя и поделиться друг с другом впечатлениями. После того как все заметки будут обсуждены, руководитель зачитывает собственные записи.
В заключение лидер может попробовать отгадать, кто является автором того или иного отчета. По желанию члены группы могут сообщить, верны ли его предположения.

 
Упражнение «Мотивация»
Члены команды продуктивнее всего сотрудничают друг с другом, когда они получают такие задания и играют такие роли, которые соответствуют их представлениям о самих себе. Данное упражнение обращено к здравому смыслу сотрудников и направлено на то, чтобы поддержать их Я-концепцию, сделать ее достаточно понятной для других.
Инструкция: «У каждого из нас есть определенное представление о самом себе, о тех ролях, которые мы хотели бы играть в жизни, своих сильных и слабых сторонах и т. д. Мы чувствуем себя счастливыми, когда можем жить в соответствии с этой Я-концепцией, причем как в личной жизни, так и в профессиональной. Однако нередко мы считаем, что на работе не следует проявлять свою личность. В таком случае мы довольно скоро начинаем чувствовать напряжение и неудовлетворенность профессиональной деятельностью.
Вам предоставляется возможность более глубоко познакомиться друг с другом, чтобы найти такие способы организации совместной деятельности, при которой учитывались бы личностные особенности всех участников. Каждому из вас надо изобразить следующую схему: в середине листа нарисуйте квадрат и впишите в него те особенности вашей личности, которые кажутся важными для работы в этой команде. Вокруг квадрата напишите те личностные качества, которые вы не можете использовать в профессиональной деятельности, потому что они не нужны или даже являются неуместными».
Затем участники по очереди представляют свои схемы. Их коллеги могут поделиться своими впечатлениями от увиденного. Постройте обсуждение схем вокруг двух центральных вопросов:
Какими личностными качествами надо пожертвовать во имя работы?
Какие свойства личности можно интегрировать в профессиональную деятельность?

 
Упражнение «Ценности»
Данное упражнение выявляет, в какой мере ценности каждого члена коллектива соответствуют базовым ценностям организации в целом. Чем больше соответствие, тем легче члену команды работать с увлечением и энтузиазмом. Команда будет работать эффективно в том случае, когда базовые ценности организации всем понятны и в той или иной степени разделяются всеми членами коллектива.
Инструкция: «Вам предлагается упражнение, направленное на выяснение того, насколько вы готовы разделить ценности организации. Ценности — это краеугольный камень корпоративной культуры. Они лежат в основе миссии компании. С другой стороны, у каждого из вас есть свои личные ориентиры, далеко не всегда совпадающие с корпоративными.
Объединитесь, пожалуйста, в тройки. Нарисуйте на большом листе бумаги огромное сердце, а в середине него сделайте рамку. Подумайте, в чем состоят три важнейших ценности организации и запишите их в рамке внутри сердца. Затем пусть каждый определит для себя, в чем состоят его личные ценностные ориентиры, которые он хотел бы воплотить в работе. После этого в тройках попробуйте разобраться, в какой мере каждый, исходя из своих ценностей, может принять миссию организации.
Затем ответьте еще на следующие вопросы:
1. Как воплощается корпоративная миссия в работе команды?
2. Соответствуют ли ценности организации духу времени?
3. В какой мере они соответствуют социально-этическим стандартам окружающего социума?»
После этого каждая тройка рассказывает о своих результатах, и группа обменивается впечатлениями об упражнении.

 

Подготовил: Василий Косик.

Комментирование закрыто.