Рубрика: Конфликтология

Приемы партизанской войны в офисе



Контр-менеджмент

Что вы слышали о контр-менеджменте? Наверное, ничего. Тем не менее, любой читатель, мало-мальски осведомленный, с литературой по управлению обязательно сталкивался с этим феноменом. Для этого нужно совсем немного — уметь соотносить написанное отечественной и зарубежной профессурой с реальным опытом менеджмента, т. е. отношений с подчиненными, коллегами и руководством. Чувства тех, кто сумел избавиться от академических розовых очков, можно уподобить знаменитому радищенскому: «Я взглянул окрест меня — и душа моя страданиями полна стала…» Отныне вы читаете контрапунктом: в многостраничных томах учебников и монографий, статей и бравурных репортажей с полей бизнес-сражений отмечая про себя лишь несколько мыслей, фактов, идей, годных к употреблению «в этой жизни». И вот парадокс: чем тоньше книга, чем далее она отстоит от «науки управления» — тем больше в ней действительно полезной информации. Короче, выжимаем воду. А при том вале бизнес-литературы, который появляется у нас по нарастающей, процесс «выжимания» становится все более и более трудным.
Людей и книг, которые попытались представить альтернативу (если не учитывать мировую афористику) очень мало. Общеизвестен, пожалуй, лишь старик Паркинсон да несколько его подражателей. Что ж до нашего отечества, то здесь все это — скорее из области офисного фольклора…
Каково же было мое удивление, когда совершенно случайно мне попалась в руки книга, на обложке которой было следующее:

Александр Деревицкий

Арт-шланг Партизанская война с работодателем
Практика контр-менеджмента
Управлять учат тысячи книг по менеджменту.
Только «контр-менеджмент» учит противостоять управлению.
Самое удивительное то, что книга абсолютно оправдывает свое название. Контр-менеджмент — это сфера реального управления, управления без ретуши и телячьих нежностей. Поэтому такие книги отрезвляют. В данном случае, прежде всего, наемный персонал, однако не только его, но и тех руководителей, которые ежедневно имеют дело с офисной партизанщиной.
Работа А. Деревицкого (кстати, достаточно известного эксперта по созданию и управлению агентскими сетями) издана в 1998 г. Тиражом 100 (!) экземпляров. Разумеется, вы вряд ли найдете ее на книжных прилавках. Поэтому представляем на суд читателей несколько глав этой эпохальной, но, увы, малоизвестной книги. Может быть, лучшей книги по менеджменту, изданной в Украине за последние годы.

Геннадий Ногин

Охота на короля. Борьба с боссом.
Даже если ты очень ненавидишь босса, не психуй, дружище. Пойми — без них, без директоров, мы никак не можем обойтись. Их надо терпеть.
Правило первое и самое главное —
НИКОГДА НЕ СЧИТАЙ СВОЕГО БОССА ДУРАКОМ.
В поединке с боссом дави на совесть, апеллируй к высоким мотивам, идеалам, к его профессиональному человеколюбию — используй оружие работодателя. Но не перестарайся.
Боссы любят рассуждать о «команде». Какая к черту команда, если он получает в 152 раза больше!.. Цель всех этих ловушек внутрифирменных конкурсов и искусственной внутренней конкуренции одна — форсированный естественный отбор. Боссу завтра нужен персонал, который будет лучше того, который у него есть сегодня. Перебороть эту склонность руководства может только ликвидация…
Сближение с руководством не только способствует карьере, но и закабаляет.
Если на фирме работает жена хозяина и она не склонна быть в тени, то в большинстве случаев она опекает мужа-романтика. Значит, ЕЕ стоит остерегаться и работать преимущественно с НИМ.
В книге Э. Берна бесподобно описаны «Игры, в которые играют люди». А расклад игр твоего руководителя с персоналом всегда таков: есть игры благоприятные и есть игры опасные. Вычисляй, какими посылками-вопросами выводить босса на нужную тональность в рамках той или иной перспективной для тебя игры.
Иногда для тебя будет обременительной излишняя говорливость начальника. Моя добрая знакомая рекомендует сбивать словоохотливость босса вопросами о зарплате. Я проверил — этот прием работает безотказно.
Считается, что для плохого руководителя главный стимул — зарплата, его слишком волнуют символы положения, собственная персона, он самоизолируется, он скрывает свои мысли и чувства. Если твой босс таков — не ошибись! — он плох не как человек. Он просто плох как руководитель.
Учитывай извечное одиночество и отверженность директоров и вообще первых руководителей. Это каста отверженных, которая по степени изоляции переплюнула всемирно известную индийскую касту неприкасаемых. Директора ото всех отделяет стена иерархии, которую никогда не смогут проломить даже самые добрые взаимоотношения с подчиненными.
Будь чуток к ситуациям, когда критика заместителя или линейных руководителей в твой адрес не есть их инициативой, а является исполнением воли босса. Реагировать нужно по-разному.
Учитывай прошлое босса и сотрудников. Играй на этих знаниях. Ищи эти знания постоянно…
Распространенная отговорка босса на твои претензии по задержке зарплаты: «Да что там твоя зарплата!.. Я сам себе не могу выплатить!» Это — ЕГО проблема, проблема хозяина. Значит, он получает что-то другое, иначе ему не было бы смысла тянуть с продажей фирмы. За каждым ущемлением твоих интересов стоит чья-то выгода.
Праздники — государственные, религиозные и фирменные — часто используются как инструмент управления. Продумай свое поведение при их планировании, подготовке и проведении — постарайся не забыть о том, что тобою управляют и звон бокалов, и тосты, и хмельные разговоры.
За директорским демонстративным поощрением лидера всегда кроется стремление фирмы сэкономить. Но этот мизерный аванс за энтузиазм всего персонала получает всего один человек. Это тем более неприятно, когда лидер — не ты.
Популярны, конечно, всевозможные игры боссов в героизм и благородство. Анализируй фирменные мифы, легенды, предания. Манипуляции часто ведутся с помощью эквилибристики честью и принципами.
Внешние враги помогают сплотить как государство, так и фирму. Для фирмы враги — конкуренты, власть, криминал. Чувствуй, когда тебе «дарят» внешних врагов. Думай, стоит ли тратить твое здоровье и время на борьбу с чужими врагами.
Не расслабляйся от похвал. В этот момент тебе более всего завидуют соперники. Большинство похвал выйдет тебе боком. За похвалой руководителя часто стоит расширение круга твоих обязанностей. А кроме этого задумайся, что похвалой в твой адрес босс хочет сказать всем остальным?
Сержантские приемы в ходу и на «гражданке». Наказать из-за одного всех; выделить старослужащих; поощрять дешевыми привилегиями. Припомни, как ты противодействовал этому в армии. Сержанты переносят полученные ими «вздрючки» на солдат. Иногда это выдуманные «вздрючки», позволяющие отменить обещанное солдатам поощрение. Не покупайся на жалобы сержантов на полученные или якобы полученные нагоняи — это их работа, пусть они просто тихо страдают.
Есть не только «сержантские», но и «офицерские» рычаги управления. Твоему микро-шефу платят больше, чем следует платить за его работу. Это премия за то, что он заставляет тебя работать за деньги гораздо меньшие, чем стоит твоя работа. Среди распространенных трюков босса тебе должны быть известны приемы: «Докажите, что можете» и «Докажите, что справитесь». Надеюсь, ты не станешь воспринимать это как вызов твоим профессиональным качествам. Это просто трюк…
Тобою частенько управляют, отвечая на твои вопросы вопросами. Поэтому лучше, не демонстрируя нужды в ответе, сразу дать свое предложение и спросить лишь о том, что в этом варианте хорошо, а что нужно исправить.
Боссы и микробоссы успешно торгуют и флиртом. Часто — «сухим», т. е. просто работают на очарование подчиненных обоего пола. Но столь же часто — и «мокрым».
У каждого работодателя — свой арсенал трюков и приемов влияния на персонал. Грубо сломать этот механизм в том звене, которое контролирует тебя, — это значит лишить босса иллюзии твоей управляемости. Лучше работать изящнее. Нестандартные ходы всегда позволяют добиться как эксклюзивности отношений, так и эксклюзивности положения.
Тобою управляют, ссылаясь на прецеденты и используя давление авторитетов (очное и заочное). Отличай корректные доказательства спорных вопросов от подобных ссылок. Добивайся использования уместных для данной ситуации доказательств и объективных критериев.
Знаки внимания со стороны руководства. Подумай об их реальной цене (если это форма расчета) и о том, чем за это придется заплатить, если это аванс.
Пехотинец Второй мировой войны американец Уильям Мэнчестер признался: «Солдат не расстанется со своей жизнью ради вас, но отдаст ее вам за лоскут цветной ленты». Ты догадался, что пишу я об этом лишь для того, чтобы ты вспомнил об отличиях топ-менеджеров (золотые значки, кабинеты, электронные ключи, допуск в столовую) и об отличиях «сержантов» (беджи, униформа более высокого качества)…
Остерегайся гвардии босса. В каждой фирме есть «серые кардиналы» (вице, служба безопасности, отдел кадров). У босса совершенно особые отношения с ними. Хозяин обычно ведет их за собой с фирмы на фирму, он буквально привязан к ним.
Генерирование ожиданий — один из видов манипуляции и управления персоналом. Отличай реальные многообещающие перспективы от того, что способен сгенерировать много обещающий босс. Неопределенность даже ближайшего будущего — тоже один из управленческих инструментов.
Задумайся о механике и воздействии долгих, пристальных взглядов, об управлении взглядом. Обращай внимание — тебя иногда гипнотизируют.
В ходу эксплуатация твоей склонности к структурированию времени. Каждому из нас спокойнее, когда даже суета кажется смыслом. «Плевать на зарплату — ведь жизнь так насыщенна…» На этом ездят. Часто на это ловятся хулиганистые приблатненные мальчики, для которых расписанные по «стрелкам» бандитские сутки «бойца» — иллюзия смысла и насыщенности жизни.
Я очень люблю притчи П. С. Таранова. Вот одна из них, которая должна быть у тебя на слуху тогда, когда босс предлагает тебе новые условия.
«Человек, который кормил обезьян орехами, однажды сказал:
— Дорогие обезьяны! Орехов стало мало. Теперь я буду вам давать утром только три килограмма, а вечером четыре!
Обезьяны пришли в ярость.
— Ну, хорошо, хорошо! — рассмеялся человек. — Я вам буду давать утром четыре, а вечером три!
Обезьяны обрадовались. Человек этот давно умер, но продолжает управлять нами. Я не знаю его имени. Не знаю ничего, кроме этого поступка и неважно, как отношусь я к истории с обезьянами, задевает она мое достоинство или нет. Но она управляет мной. Я уже не могу делать вид, что никогда не слышал о поступке этого человека и его чудесном результате. Он давно уже истлел, а еще продолжает управлять мной. А теперь — и вами. Потому что этим поступком он вышел за пределы своей жизни. Мы чувствуем величие этого человека»…
И еще Таранов советовал: «Удерживай вредом, а двигай выгодой. Если удерживать выгодой — плохо получится. Удерживать выгодой значит обещать выгоду, если человек не переменит свое мнение, не изменит позицию. С подозрением человек отнесется к предлагаемой выгоде.
Вы попросили что-то у человека, и он вам отказал. Если вы попросите его подтвердить свой отказ, он, пожалуй, и подтвердит. Но вы попросите его подтвердить и в том случае, если его спросит, действительно ли он вам отказал, другой человек. И пообещаете за такое подтверждение какую-нибудь выгоду, он, пожалуй, задумается. Это ему не понравится, ему покажется, что его пытаются удерживать на его позиции выгодой. Ему захочется оставить все же за собой свободу действий, в том числе возможность не подтвердить свой отказ вам. Неподтверждение отказа — это еще не согласие, но начало пути к нему! Лучший способ удерживать человека на месте, на его позиции, указывая ему на вред покидания позиции, на опасность первого же шага: осторожно, окрашено! Не шевелитесь, а то разобьете! Куда вы, там сейчас такое творится!
А двигать человека лучше выгодой. Вы взяли его за руку и мягко говорите: пойдемте со мной, пожалуйста! В большинстве случаев даже незнакомый человек, ничего не понимая, все же сделает несколько шагов за вами. А если вы, напротив, будете его толкать и говорить: «Уйдите, пожалуйста, здесь нельзя стоять!», — первое его движение будет сопротивлением. Именно поэтому люди, к сожалению, восприимчивы к взятке. Но ненавидят шантаж и стараются до последней возможности ему не поддаваться».
Оцени роль фирменных «групп сопротивления» и профсоюзов. Подумай — стоит участвовать в их деятельности или лучше воздержаться?
Я знал одного ушлого заместителя, который исподтишка норовил заставить руководителей подразделений подталкивать менеджеров к принятию криминальной ответственности. Его основным аргументом была фраза: «Этот твой бездельник должен крутиться!»…
Всегда распространенным инструментом управления был крик. И пусть теоретики не врут о его «неразумности» и «неэффективности». А ты подумай — как ты себя поведешь, если твой интеллигентный и корректный босс однажды заорет на тебя?
Очень редким, но сильным инструментом управления является провокация. Я знаю одного иностранца, который держит в страхе персонал своей фирмы только благодаря тому, что иногда кому-нибудь говорит: «Я узнаваль, что ти про меня некарашо говориль!»
Есть еще один скрытый и никем не замечаемый вид эксплуатации. Дурача тебя, работодатель обеспечивает своим детям преимущества перед твоими детьми. Да, это война продолжается из поколения в поколение. Что ты можешь предпринять в сегодняшней войне с боссом ради побед твоих детей?..
Аксиома: любое усовершенствование, предпринятое «по просьбам трудящихся» выходит трудящимся боком. Даже если действительно «по просьбам» и даже если с действительно добрым намерением. Контрприемы:
1. Вопрос: «А вот кто эти самые «трудящиеся»? (противопоставь анонимам присутствующих, реальных людей).
2. Подведи босса к согласию с тем, что это эксперимент и добейся:
а) возможности возврата к прежним условиям, (обязательно оговори условия и сроки возврата);
б) добейся для себя права сохранить прежние условия;
3. Охаять, ссылаясь на того, кто это «уже пробовал».
Когда твоя жизнь на работе характеризуется отсутствием перемен, роста, динамики, иногда стоит показать свою «безвыходность» — т. е. состояние, при котором нет смысла стараться, адаптироваться. Выбивай «стимулы»!
Продолжение следует…

Александр Деревицкий, бизнес-тренер.

Комментирование закрыто.