Рубрика: Интелектуальный капитал

Эффективное общение или слушать, чтобы слышать


В античные времена родилось искусство красноречия, но тогда же и мастерство слушать своего собеседника выросло до невидимых до этого времени высот. Известный философ, основатель школы ораторского мастерства и основоположник журналистики Цицерон, говорил, что дар красноречия есть необходимое условие приятного собеседника, но не в меньшей степени ему необходима и способность слушать.

Умение включать свой слух – навык, который необходим в нашей жизни, без него гарантированы жизненные неурядицы и конфликты. Как утверждают, психологи, слушая информацию, человек отбрасывает то, что ему чуждо, субъективно оценивая услышанные слова, к тому же он включает собственное мнение и полученный жизненный опыт, оценивает слова говорящего с этой позиции. Информация, которую понял слушатель, явно исказилась, не так ли? И слушатель услышал не собеседника, а свой внутренний голос.

В практической психологии применяют термины слушать и слышать. Первое означает, что человек, который находится в процессе общения, улавливает ухом звуковые колебания, которые создаются говорящим человеком. Дошло ли то, что хочет сказать оратор слушателю до его сознания здесь непонятно.

Понятие слышать означает обработку звуковых волн мозгом и восприятия сознанием человека, т. е. смысл сказанного не был переработан через призму собственного понимания реальности, ответная реакция в данном случае должна быть нормальной и адекватной.

Как показывают множественные научные труды, большинство людей слушают, но отказываются понимать собеседника, т. е. слышать его, мысли, которые хочет донести говорящий, не усваиваются. Одни, по природе своей не могут воспринимать полезную информацию в том виде, в котором она поступает. Мозг генерирует процессы и на выходе все-таки получается «собственный продукт». Другие же слышат, но в то же время «витают в облаках», мысли у них далеко — адекватную реакцию от такого человека получить сложно. В итоге оратор «закрывается» и перестает относиться с уважением к человеку, с которым разговаривает или замыкается в себе.

Чтобы слышать собеседника, т. е. получать всю информацию в том виде, в котором ее хотят донести, необходимо выполнить ряд упражнений и постоянно совершенствоваться в этом. Другими словами, мы более подробно рассмотрим, как сделать общение эффективным.

Для начала нужно вступать в разговор (особенно серьезный) расслабленным, если быть напряженным, настороженным, то собеседник сразу настроиться на негативный лад. А выдадут человека: поза, мимика, жесты, и, конечно же, выражение лица. Помогут расслабиться упражнения из йоги, медитативные практики.

Затем нужно попытаться сконцентрироваться на том, что говорит собеседник, не давать другим мыслям занять голову. Если этого не сделать информация даже не дойдет до аналитического центра мозга, а пройдет «мимо» ушей. Оратор сразу же заметит, что его не слушают, потому что не поступит адекватного ответа на очередной вопрос или восклицание, т. е. персона вроде бы в разговоре, но ее рядом нет.

 

Не допустить этого, поможет метод созерцания.

Он заключается в следующем: перед любым важным и сложным разговором нужно в комнате выбрать для себя предмет, сконцентрировать все свое внимание на нем и прогнать все посторонние мысли, думать только об этом элементе комнаты.

Если два предыдущих факта учтены, необходимо напомнить о позитивном настрое. Лучше всего если разговор будет проходить в умиротворенной обстановке, а слушатель будет воспринимать все сказанное с улыбкой, потому что изначально настроился на позитивный исход беседы. «Чего ожидаем, то и получаем» — гласит известная пословица, если ждать «подлянку», то она непременно закрадется в разговор, и он будет испорчен, притом, что говорящий может даже не подразумевать ничего плохого, но мозг слушателя воспримет все иначе, сгенерирует и выдаст результат своего понимания, что его хотят обмануть, обидеть и т.д. Позитивный настрой поможет избежать этого, ведь разговор начнется уже с комплимента или приятной фразы, а значит, и протекать будет в том же русле.

Также в ходе различных экспериментов, которые проводились в Америке, было выявлено, что многие слушатели изначально слышат лишь то, что хотят, слышать, то, что придумал их мозг. Собеседник может говорить все что угодно, но мозг слушателя будет настаивать на своем. С подобной проблемой справиться просто. Перед тем как прийти на беседу или приступить к ней, необходимо побыть в тишине, отбросить свой жизненный опыт, настроиться на принятие информации, посчитать до ста и идти к собеседнику с открытым сердцем, мозгом и ушами. Благодаря этой практике внешний вид приобретет заинтересованность, расслабленность и непременно вызовет симпатию у говорящего.

 

Для эффективной беседы необходимо соблюдать следующие правила собеседника:

— Цель: набрать как можно больше информации. Интерес к теме беседы слушателя привлечет оратора и ему станет приятно общение с ним;

— Оставить выводы на потом, спешка здесь ни к чему;

— Представить чистый лист и применить его к себе, с этим чувством (без прошлого опыта и обид) идти на беседу, тогда конструктивный диалог точно обеспечен;

— Принять критику в свой адрес, выслушать, проанализировать, где сделана ошибка, принять меры.

 

Слушать нужно эффективно, а этому научиться можно на пикап тренинге для парней и тогда жизнь изменится к лучшему!

 

Источник: Школа ораторского искусства А-Клуб.

Комментирование закрыто.