Рубрика: Корпоративная культура

Их стиль



Стиль General Electric характеризуется двумя словами «доверие и сотрудничество». В его основе американский архетип человека, который «сделал себя сам».
Еще лет десять назад корпоративный стиль General Electric можно было с полным правом назвать квинтэссенцией американского стиля управления. Впрочем, сегодня — в эпоху глобализации и е-экономики — разговоры о национальных стилях стали анахронизмом. GE, как и любая другая транснациональная корпорация, не просто строит свою политику на учете региональных особенностей ведения бизнеса и управления персоналом, она, словно губка, впитывает все лучшее, что могут предоставить в распоряжение менеджмента компании различные модели.


Однако сегодня мало найти ту или иную идею и внедрить ее в корпоративную культуру компании, необходимо сделать это молниеносно. И главное — очень важно, чтобы критическая масса этих идей поступала не из внешней среды, а являлась продуктом творчества менеджеров компании, чтобы подходы и ноу-хау, родившиеся, например, в азиатском подразделении мегакорпорации, становились достоянием всей корпоративной структуры.
Как это делается? Наверное, следует начать со слов бессменного лидера General Electric Джека Уэлча, который уже при жизни вошел в «зал славы» менеджмента и бизнеса ХХ века. Экс-лидер GE как-то сказал, что такой огромной компанией невозможно управлять, «можно только регулировать ее состояние». Этот управленческий «минимализм» не имеет ничего общего с попустительским стилем руководства. В словах Уэлча — не только трезвый взгляд опытного топ-менеджера, но и вера в людей.
«Компания, отношения в которой построены на неформальной основе, имеет больший потенциал, хотя об этом и не принято говорить», — считает Дж. Уэлч. Именно во время его «правления» неформальной сфере корпоративной культуры GE было отведено первостепенное значение. Рабочие встречи сотрудников могут здесь организовываться по инициативе снизу и проходить порой без участия непосредственного руководителя. На таких встречах, часто собирающих менеджеров из различных уголков мира, происходит живой обмен информацией и знаниями, которые позже становятся достоянием всей компании.
Однако важен обмен не только идеями, но и… кадрами! «В GE люди всегда имеют возможность выделиться из общей массы», — говорит Уэлч. Если кто-то из сотрудников компании захочет попробовать себя в менеджменте, он может стать руководителем независимо от своего возраста и места в должностной иерархии. Если первый опыт окажется удачным, начинающий руководитель имеет практически неограниченные возможности для дальнейшего служебного роста. «У нас господствует полная меритократия, — утверждал Уэлч. — Молодые люди имеют здесь исключительные возможности: им не нужно ждать, пока придет их черед, — в GE были исполнительные директора, которым едва исполнилось 30». Неудивительно, что General Electric называют настоящим питомником топ-менеджеров. Опыт работы в этой корпорации порой значительно важнее диплома элитной бизнес-школы.
Эта компания давно обошла таких гигантов IT-индустрии, как IBM, Hewlett-Packard и Compaq.
Ее годовой оборот еще недавно достигал $20 млрд.
Этой компании не страшны ужасы так называемого «каннибализма», когда созданное Интернет-подразделение «пожирает» породившую его компанию.
Dell с легкостью осваивает все новые и новые сферы бизнеса.
Все это благодаря «прямой модели». В Dell говорят: «Прямая модель — это наш единственный культ». О ней лидер компании Майкл Делл уже успел написать деловой бестселлер, который так и называется: «Dell: прямая модель».
«Прямая модель» — это исключение всех посредников на пути товара к покупателю. Продажи через Интернет позвляют Dell обеспечить небывалый уровень обратной связи с потребителем, моментально реагировать на его запросы и малейшие изменения предпочтений и вкусов.
«Прямая модель» — это двести способов усовершенствования производства компьютеров, которые запатентованы Dell. Простой пример: когда компания только начинала свой бизнес, рабочие при сборке касались компьютера 130 раз. Сегодня — 60!
Финскую Nokia по праву называют одной из наименее иерархических компаний мира. Человек, который впервые знакомится с принципами менеджмента этой компании, часто не может понять, кто и за что здесь отвечает, — происходящее вокруг слишком напоминает анархию.
«Отличительная черта нашей компании — свобода действий сотрудников», — говорит лидер Nokia Джорма Оллила.
Однако Nokia демонстрирует невиданные чудеса эквилибристики и антикризисного менеджмента. Антииерархическая корпоративная культура оказывается удивительно гибкой для изменений, вызванных сменой мировой конъюнктуры.
Connecting people — это не просто рекламный слоган. «Конек» Nokia, как Dell и других мировых лидеров, — чуткое отношение к потребительскому капиталу. Во имя интересов потребителя здесь даже готовы к сотрудничеству и компромиссам с конкурентами.

 

Подготовил: Подготовил Сергей Введенский.

Комментирование закрыто.